БЛОГ

 

 

РЕКОМЕНДУЮ ПРОЧИТАТЬ

книгу Ганса Салье «От мечты к открытию: как стать ученым»

http://1001.ru/books/selye/

 

     Здесь публикуются выдержки из книги канадского эндокринолога австро-венгерского происхождения, который не только руководил Международным институтом стресса в Монреале, но и писал познавательные книги. Рекомендованная книга содержит много интересных наблюдений и выводов. Я прочитал эту книгу на начальном этапе работы над докторской диссертацией. Убежден, что ее прочтение будет полезно как для начинающих научную деятельность преподавателям, так и умудренным опытом ученым, которые ее не читали. Вашему вниманию предлагаются только лишь типологические портреты ученых по классификации Ганса Салье.  Он выделил следующие типы ученых и дал им оригинальные названия.

  1. ТИПЫ ЛИЧНОСТИ

  2. ДЕЛАТЕЛИ

     2.1. Собиратель  фактов.

     2.2. Усовершенствователь

  3. ДУМАТЕЛИ

     3.1. Книжный червь

     3.2. Классификатор

     3.3. Аналитик.

     3.4. Синтезатор.

  4. ЧУВСТВОВАТЕЛИ

     4.1. Крупный  босс.

     4.2. Хлопотун.

     4.3. Рыбья кровь.

     4.4. Высушенная лабораторная дама

     4.5. Самолюбователь

          4.5.1. Мимозоподобный.

          4.5.2. Сварливый тореадороподобный.

     4.6. Агрессивный спорщик

     4.7. Первостатейная акула.

     4.8. Святой.

     4.9. Святоша.

     4.10. Добрячок.

  5. ИДЕАЛЫ

     5.1. Фауст.

     5.2. Фамулус.

  6. ЭПИЛОГ

 

Составил проф. Метешкин К.А.

 

 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ И СОВЕТЫ ПРОФЕССОРА

АБИТУРИЕНТАМ И ПЕРВОКУРСНИКАМ

 

     Уважаемые абитуриенты и первокурсники!

     Современное состояние образовательной системы Украины, мягко говоря, желает быть лучше. Система высшего образования имеет множество недостатков, о которых не принято говорить открыто, а как правило, их маскируют такими понятиями как «реформа образования», «модернизация образования», «глобализация» и «интеграция образования» и т.д. Цель моего разговора с Вами, уважаемые абитуриенты и студенты, заключается в том, чтобы сформулировать для вас аргументированные советы или рекомендации. Что бы вы при поступлении в высшее учебное заведение и учебе на первом курсе были «вооружены» начальными знаниями не только по физике, математике, химии и т.д., что само по себе очень важно, но и знаниями о той системе, в которую вы хотите поступить или уже учитесь. Имеется в виду высшее учебное заведение и в целом система высшего образования Украины.

     В последнее время возникает множество различных трудностей, связанных со взаимодействием общеобразовательной системы (средняя школа) и системы высшего образования (высшая школа). Особенно эти трудности проявились с усложнением демографической ситуацией в государстве.

     Выпускаясь из школы вы, наверное, ощутили свое новое качество и степень свободы, в первую очередь свободы от системы общеобразовательной школы. Это незабываемое чувство, когда ты «СВОБОДЕН» и не принадлежишь никакой системе. В данном случае Вы ощущаете работу только своих внутренних психофизиологических систем, определяющих ваше Я. В психологии выделяют несколько таких систем: целевую, аксиологическую, витального «Я» и другие. Именно они начинают работать в полную мощь в период вашей свободы, т.е. в промежуток времени между выходом из одной образовательной системы и поступлением в другую более сложную систему образования в высшее учебное заведение. Результатом функционирования психологических систем является ВЫБОР или ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ – где учиться, как учиться и по какой специальности.

     Как правило, абитуриенты при поступлении в вузы поверхностно знакомятся с вузами, специальностями, преимуществами, той или иной специальности, условиями обучения и т.д. К сожалению, большинство абитуриентов не осознают, что они покинули одну образовательную систему, в которой были относительно простые учебные отношения «Учитель – школьник» и переходят в другую, более сложную систему, где существуют отношения «Научно-педагогический работник – студент». Сложность и упорядоченность этих отношений определены Законом Украины «О высшем образовании». Отсюда вытекает первая и важная рекомендация (совет).

     Рекомендация А.   В период, когда вы СВОБОДНЫ и имеете соответствующие баллы независимого тестирования зайдите в Интернет, найдите и прочитайте, а лучше изучите отдельные статьи Закона Украины (Про вищу освіту». Будущему студенту полезно будет знать свои права и обязанности, знать, что такое бакалавр, специалист, магистр или кто такие бакалавры, специалисты и магистры. Для того, чтобы ощутить себя полноправным и неотъемлемым элементом (субъектом) высшего учебного заведения, т.е. студентом первого курса, абитуриент должен знать состав и структуру этой образовательной системы. Уметь отличать вузы по уровням их аккредитации и по их типам, знать особенности обучения в национальных вузах и т.д. Знания отдельных статей Закона («Про вищу освіту»), например, статьи 29 «Основные принципы управления высшими учебными заведениями» и следующей статьи 30 «Структурные подразделения вуза», в целом раздел 6 Закона позволит в дальнейшем студенту осознано принимать решения в сложном учебно-воспитательном процессе.  

Безусловно, вам необходимо познакомиться с организацией учебно-воспитательного процесса (см. раздел 7), участниками учебно - воспитательного процесса (см. раздел 8), а также с особенностями подготовки научно-педагогических работников (см. раздел 9). К сожалению, не во всех вузах учебные планы обучения по специальностям содержат такую дисциплину как «Введение в специальность» (Вступ до фаху), где должны рассматриваться эти вопросы.

     Направлю ваше внимание на статью 5 «Язык (языки) обучения в высших учебных заведениях» первого раздела Закона. Она составляет всего лишь три строчки и отсылает вас к Конституции Украины и к Закону «О языках» принятому еще в 1989 году. К сожалению, на мой взгляд, педагогическая наука мало внимания уделяет исследованиям такого важного средства коммуникации как язык. Многие могут со мной не согласиться и сказать, что в вузах с первого курса изучают иностранные языки, украинский деловой язык и т.д., так как одной из основных функций языка является функция обучения. Это все правильно. Тогда почему я обратил ваше внимание на язык? Да потому, что в условиях информационно - коммуникационной революции, в которых мы с вами живем – работаем и обучаемся - трудно, как преподавателю, так и студенту, ориентироваться в огромном потоке не систематизированной информации. Причем, речь идет не только о естественных языках (русском, украинском, английском и др.), а и искусственных, таких как языки программирования, языки визуальных коммуникаций, языки науки и т.д. В этой связи, позволю себе сформулировать еще одну рекомендацию.

     Рекомендация В. Обратите внимание на свой язык как письменный, так и устный. Больше пишите и высказывайте свои мысли в дискуссиях с друзьями и такими же как вы, студентами. Педагогический опыт проверки контрольных работ студентов во время их аттестации на 1, 2, 3-м курсах показывает, что большое количество студентов не в состоянии четко, ясно и стройно излагать свои мысли на бумаге. И здесь нет никакой зависимости, какой это язык - украинский или русский. Этому надо учиться самостоятельно, посредством многочисленных упражнений. Это длительный процесс длиной в 4 – 5 лет учебы в вузе. Не упустите свой шанс за это время научиться хорошо, осмысленно, логично и аргументировано писать и говорить на профессиональные темы.

   К сожалению, здесь вас подстерегает множество соблазнов. Я имею в виду бессмысленное копирование рефератов и докладов из Интернет. Хороший «Дядя – Интернет» в этом случае, делает вам медвежью услугу, при этом зарабатывая себе деньги. В результате вы получили удовлетворительную оценку и радуетесь, что нет задолжности, при этом ничего не приобретая, ни опыта использования словарей и справочников, ни умения использовать государственные стандарты, ни умений правильно и логично строить фразы, и не пополняя свой словарный запас и т.д. Короче, ничего, полный «0» с негативной тенденцией в очередной раз приобрести тоже самое. Вопрос, зачем учиться? Позитивный результат в учебе может быть достигнут тогда, когда студент каждое занятие, каждый учебный день приобретает новые знания и умения. А знания приобретаются посредством слов, которые несут основную смысловую нагрузку в процессе обучения. Что касается обучения по специальности «Геоинформационные системы и технологии», то вы за время учебы должны существенно пополнить свой словарный запас за счет изучения новых понятий изучаемых в специальных дисциплинах, таких как: геоинформационные системы, геодезия, картография, фотограмметрии, топография и др. Здесь вам можно посоветовать в течение всей учебы составлять свой личный терминологический словарь профессиональных, и не только, терминов (тезаурус). 

 Такой профессиональный терминологический тезаурус легче организовать на компе для сопровождения, пополнения и работы с ним. Специально ввел в текст слово «комп» для того чтобы подчеркнуть проблему использования продвинутыми абитуриентами и студентами профессионализмов. Часто абитуриенты, да и студенты тоже, хотят показать свою компетентность в области информационных технологий, используя в своей речи так называемые профессионализмы, например «клава», «опера», «юзер», «шнурок» и т.д. Уверяю вас, что большинство преподавателей не в состоянии поставить в соответствие этим словам нормальные понятия «клавиатура», «оперативная память», «пользователь», «локальная сеть» и т.д., соответственно. Совет. Не надо употреблять неизвестных для преподавателя слов и ставить его в неловкое положение.

     Заканчивая с рекомендациями по использованию и совершенствованию языка абитуриентами и студентами, следует отметить, что в настоящее время работодатели не верят оценкам, которые получил тот или иной студент за время учебы. В первую очередь они используют метод Сократа, который просил собеседника «Заговори, чтобы я тебя увидел». К сожалению, многие выпускники вузов не в состоянии правильно и грамотно составить резюме для устройства на работу. Здесь могут быть две причины, во-первых, в вузе студент ничего не делал самостоятельно: не писал конспектов, докладов, статей, тезисов, сообщений; не участвовал в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях; не выполнял заданий преподавателей и курсовых работ и т.д., во-вторых, отсутствие опыта изложения того позитивного, что было наработано за время учебы в вузе. Этим еще раз подчеркиваю важность языка как средства коммуникации между людьми.

     Рекомендация С. Математика. Это слово для многих из вас является магическим и вызывает естественный вопрос – зачем нам нужно изучать математику? На этот, казалось бы простой вопрос, преподаватели отвечают по-разному. Одни вспоминают историю создания древнегреческим философом Платоном своей академии – первого высшего учебного заведения, на входе которой была надпись «Без знаний математики не входить». Другие преподаватели не утруждают себя в аргументированном ответе на этот вопрос ссылаются на учебные планы, которые предполагают изучение высшей математики.

     К сожалению, высшая математика в большинстве вузов преподается стандартным набором дисциплин «Математический анализ», «Линейная алгебра», «Дискретная математика» и одинаковым объемом их изучения как для бакалавров, специалистов, так и магистров. Вместе с тем, задачи, которые решают эти выпускники отличаются друг от друга. Поэтому набор математических дисциплин и их объем должен обеспечивать решение именно тех задач, которые на практике в своей профессиональной деятельности решают бакалавры, специалисты и магистры. Возникает ситуация, когда на первом и втором курсах студентам дают большую «дозу» математики в отрыве от профессионально-ориентированных дисциплин и студент не мотивирован к усвоению математического инструментария. В этом случае будущим студентам можно порекомендовать следующее. Во-первых, всегда помнить, что методы математики являются ИНСТРУМЕНТОМ для решения сложных задач и вместе с тем, языковым средством для других наук. Во-вторых, обязательно знать одно из определений, что есть математика. Математика … это наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира (БСЭ, КолмогоровА.Н.). В-третьих, если вы считаете себя больше склонным к гуманитарным, чем к точным наукам, то подойдите к изучению математики методами языкознания.  Сначала изучите знаковую систему языка математики, т.е. ее алфавит:

и т.д., а затем изучайте грамматику языка математики, ее морфологию и синтаксис (правила построения формул) и т.д. В-четвертых, попытайтесь с помощью преподавателей по математике понять, какую математику вы изучаете – вычислительную или интерпретационную. Эти знания важны при выборе математического метода решения той или иной задачи. Одни задачи, например, оценка точности геодезических измерений решаются вычислительными методами, в результате применения которого получается конкретное число. Другие задачи, например, представление данных в базе данных, решаются методами дискретной математики, где необходимо показать отношения и связи между данными, объектами или процессами.

     Рекомендация D. Здесь речь пойдет об имидже студентов. В настоящее время мало говорят об имидже в образовательной сфере. Однако педагогический опыт свидетельствует о том, что абитуриенту необходимо знать особенности создания позитивного имиджа в высшем учебном заведении, где он собирается учиться. В имиджмейкинге выделяют носителя и потребителя имиджа. В нашем случае, носителем имиджа является студент, который обладает набором личностных качеств и свойств, создающий индивидуальный образ студента,  а потребителями - преподаватели. Из приведенных определений и педагогического опыта вытекают следующие рекомендации.

     Абитуриент, становясь студентом первого курса вуза, всегда должен помнить, что своим поведением, дисциплинированностью, отношением к учебе, внешним видом формирует у преподавателей свой позитивный или негативный образ. Об одних студентах преподаватели говорят: способный, воспитанный, трудолюбивый и т.д., о других - лентяй, прогульщик, лгун, шпаргальщик и т.д. Очевидно, за одно или два занятия образ студента с позитивным имиджем создать невозможно. Нужна кропотливая работа над собой. Кроме того, студенты должны знать, что в основе позитивного имиджа студентов лежат знания и те методы, которыми он их добывает. С уверенностью можно говорить о том, что студент с позитивным имиджем получает более высокие оценки на экзаменах и зачетах. Многие преподаватели прибегают к практике выставления на экзаменах отличной оценки «автоматом»  студентам с позитивным имиджем.

     Заканчивая изложение своих рекомендаций, пожелаю всем удачи и успеха. И помните, что вас ждут и с удовольствием будут обучать преподаватели нашей кафедры геоинформационных систем и геодезии.

 

Статью для сайта подготовил профессор Метешкин К.А.

 

Статья рассмотрена на заседании кафедры и рекомендована для ее публикации на сайте и обсуждения на блоге. Протокол № 6 от 12.01.2012 г.


 

comments powered by HyperComments

Слайды

Новости

19.05.17

ВНИМАНИЕ!!! Доцент Поморцева Е.Е. и старший преподаватель Пиличева М.О. провели сложную и ответственную операцию под кодовым названием Ш-107/17. Ее результаты смотреть на специальной странице.

 

12.05.17

ТВОРОШЕНКО ИРИНЫ СЕРГЕЕВНЫ

КАФЕДРА РАВНЯЙСЬ! СМИРНО!!! 

 

  

 

 

   Уважаемую, высокоинтеллектуальную, душевную, профессиональную и просто красивую женщину – Творошенко Ирину Сергеевну поздравляем с Днем рождения. Цветы Вам уже подарили. Пусть лучшим подарком для вас будет хорошие межличностные отношения в коллективе

09.05.17

ВНИМАНИЕ!!! Всех поздравляю с этим благородным Днем - днем памяти о Великой Победе Великого советского народа в Великой Отечественной войне! 

Студент 3-го курса Конь Д.А. прислал архивные документы и заметку о своих прародителей, воевавших на войне.

 

ПОДВИГИ ПРЕДКОВ

   Благодаря таким праздникам, как 9 мая, мы можем ещё раз послушать рассказы своих прародителей, которые помнят по своему опыту или своих родителей, что

Блог

05.10.16

 Вид  ИП

Характеристики

Дистанционный курс на базе системы Moodle

Для студентов дневной формы обучения по дисциплине «Управление проектами»

Авторы

...

21.04.16

 

ббьорн

21.04.16

 

 

1. ВЕНЕЦИЯ

 

   Известно, что Венеция - это город, который образовался на островах и расширялся за счет постройки соборов, жилых домов и складских помещений на сваях, а за тем занял часть северного побережья Адриатического моря. Венеции в ХIII веке приходилось...