Начинающему преподавателю

Уважаемые посетители сайта!

Материал, который здесь излагается, адресован начинающим педагогам, ассистентам, стажерам высших  и средних специальных технических учебных заведений. Он так же может быть полезен аспирантам и студентам, которые готовят себя к педагогической деятельности. Обращаюсь так же к опытным педагогам. Хотелось бы узнать Ваше квалифицированное мнение о высказанных здесь советах и рекомендациях. Автор не считает, что он охватил все вопросы, связанные с подготовкой начинающих педагогов. Не исключено, что отдельные положения являются субъективными.

      Со многими из Вас, уважаемые читатели, я знаком давно. Окончив в 1955 году военную академию,  получил назначение на должность преподавателя. Пережил трудности  педагогического  становления. Наблюдал и был непосредственным участником становления многих начинающих преподавателей. Постепенно сложилось мнение, что, не смотря на разные уровни подготовки, индивидуальные особенности и предыдущий жизненный опыт, все начинающие педагоги сталкиваются с одними и теми же проблемами, преодолевают почти одни и те же трудности, допускают, как правило, типовые промахи. Отдельные преподаватели хотят скорее завоевать авторитет, но не зная как это сделать, проявляют элементы панибратства.  Другие, напротив, желают показать себя высокопринципиальными специалистами высокого класса и держатся от обучаемых на отдалении. Некоторые стремятся к подражательству, хотя можно с уверенностью сказать - каждый педагог уникален и поэтому должен стремиться выработать  свой, только ему присущий стиль проведения занятий.  К сожалению, есть и отдельные педагоги, которые самоуверенно считают, что они способны сказать новое слово в обучении и воспитании студентов без освоения и глубокого изучения всего того опыта, который накоплен их предшественниками.   К счастью, таких очень мало.

     Как правило, в своей деятельности начинающий педагог, только что назначенный на должность ассистента или стажера, опирается на опыт своей личной учебы, подражает тем или иным педагогам, которые его обучали, ориентируется на ведущего преподавателя, за которым ведет занятия. К сожалению, какой либо специальной системы, обеспечивающей быстрое приобретение опыта начинающими ассистентами не существует.  Различные кафедры по разному решают эту  проблему, а в некоторых случаях молодой педагог предоставлен самому себе и получает педагогический опыт путем  "проб и ошибок",  не опираясь на богатый опыт преподавателей предыдущих поколений.

     Необходимость передачи педагогического опыта старших поколений преподавателей  начинающим педагогам обусловлена еще и тем, что в современном  неустойчивом обществе проводятся безответственные эксперименты, связанные с внедрением положений так называемого Болонского процесса. Они направлены не на повышение качества обучения и воспитания молодежи, а на удовлетворение запросов, как теперь говорят, предпринимателей и бизнесменов.

   Богатейший педагогический опыт отечественных педагогов не востребован. Он не изучается, не распространяется и замалчивается. В связи с этим, подготовка  смены высококлассных педагогов, способных успешно воспитывать и обучать новое поколенье студентов, становится весьма насущной задачей .

    Несколько особняком стоит раздел "Концепция построения дистанционной системы подготовки начинающих педагогов". Он адресуется руководителям высших учебных заведений и содержит предложения, направленные на улучшение качества и сокращение времени подготовки начинающих педагогов с использованием современных вычислительных средств.

Уважаемые преподаватели - профессора и доценты,  давайте общими усилиями способствовать подготовке высококлассных педагогов для воспитания и обучения новых поколений студентов, которые были бы способны поддерживать и развивать традиции замечательных отечественных ученых-педагогов.

 

 

   Пишите свои отзывы и предложения в гостевой книге,  высказывайте свои соображения о путях и способах, которые привели бы к успешному решению поставленной здесь задачи.

 

    Метешкин Александр  Александрович, доктор технических наук, профессор, участник Великой Отечественной войны, полковник в отставке, бывший начальник кафедры Военной инженерной радиотехнической академии имени Л.А. Говорова.

Первые шаги начинающего преподавателя  http://www.pervyi-shag.narod.ru

 

                      

Слайды

Новости

25.06.20

ВНИМАНИЕ!!! Второй день защищаются бакалавры. Есть и интересные работы, связанные с использованием БПЛА, а также отчуждением земль на ЖД транспорте.

 

   

 

 

 

24.06.20

ВНИМАНИЕ!!! Сегодня ГЭК продложает свою работу. Защищают свои работы бакалавры. Защищают на отлично!!!

 

 

 

 

19.06.20

 

ВНИМАНИЕ!!! Кафедра резко повышает качество научно-педагогических работников. Сегодня степень магистра защищают Доброхотова Ольга, Маслий Люба, Поморцева Елена. На защиту их сопровождает заведующий кафедры Нестеренко С.Г. Отметим - коронавирус не дремлет!? Форс-мажорные условия - с одной страны коронавирус, с другой диплом МАГИСТРА. Все напряжены, даже Радзинская Ю.Б.

 

                     

Блог

27.01.20

   В предыдущем подразделе отмечалась роль Г. Монжа в создании начертательной геометрии, а именно она является основой для трехмерного моделирования объектов, которые создают некоторые студенты в процессе дипломного проектирования. Практика показала, что студенты затрудняются ответить на вопрос, какая из аксонометрических проекций использовалась при 3D-моделировании. Восполним этот пробел и в настоящем подразделе изложим суть построения трехмерных моделей на основе аксионометрических проекций, предварительно дадим определение термину «начертательная...

27.01.20

   Начнем изложение данного подраздела с народной мудрости: «Если ты все понял, значит, тебе не все рассказали».

   Предложенный в данном подразделе материал выходит за рамки существующих планов по специальности «Геодезия и землеустройство».  Вместе с тем, материал данного пособия претендует на некоторую новизну, так как в пп. 1.1 введен и обоснован новый термин «ноогеоматика», определение которого расширяет изучаемую предметную область, и на наш взгляд, обусловливает рассмотрение новых методов и...

27.01.20

   В процессе изучения начал создания и развития математики обнаруживается, что геометрия является первичным инструментом для человека при решении задач землемерия, постройки жилища, храмов, вычисления объемов и т. д. Другими словами, развитие геометрии шло по пути – от практики к теоретическим построениям. Многие ученые считают, что основателем геометрии является древнегреческий математик Эвклид (III век до н.э.), который обобщил отдельные теоретические положения античной математики и представил их в известном многотомнике «Начала» (13 книг). В...