НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ

 

  Научно-исследовательская деятельность студентов - дисциплина, которая изучается в 7 и 8 семестрах. Она формирует у студентов знания об основных понятиях методологии науки в ее развитии. Целью дисциплины является овладение студентами научным методом, который в дальнейшей учебе, например, в магистратуре, позволит им самостоятельно проводить как теоретические, так и экспериментальные исследования. В данном курсе изучаются общенаучные и специальные методы исследования. Центральное место в дисциплине занимают методы и методики организации научных исследований в высшем учебном заведении. Настоящий курс содержит сведения о математических методах составляющих основу геоинформационного анализа. Одна из форм научно-исследовательской деятельности студентов являются студенческие научные  конференции. Проведение таких конференций иллюстрируется фотографиями, размещенными на странице "Научные коммуникации" настоящего сайта.

 

Государственный образовательный стандарт (ОПП) требований к преподаванию данной дисциплине не предъявляет. Структуру и содержание дисциплины определяет кафедра. 

 

 

Время изучения

Отчетность

Общий объем

7 - 8 семестр

Зачет

2,5 кр / 90 час

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

 ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА имени А. Н. БЕКЕТОВА

 

 

К.А. МЕТЕШКИН,  Д.А. КОНЬ

 

ОТ СТУДЕНТА ДО ПРОФЕССОРА

«ЖИВОЕ» АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЕ

УЧЕБНОЕ НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ

 

УДК 001.89-057.875(075)

М54

Авторы:

Метешкин Константин Александрович, доктор технических наук,
профессор, профессор кафедры Земельного администрирования и геоинформационных систем ХНУГХ им. А. Н. Бекетова;

Конь Даниил Алексеевич, студент ХНУГХ им. А. Н. Бекетова

 

Рецензенты:

  

Н.В. Шаронова, доктор технических наук, профессор, заведующая кафедрой интеллектуальных компьютерных программ Национального технического университета «ХПИ»;

О.Е. Федорович, доктор технических наук, профессор, заведующая кафедрой информационно – управляющих систем Национального аэрокосмического университета «ХАИ» имени Н. Е. Жуковского, Лауреат Государственной премии Украины в области науки и техники;

А.Ю. Иохов, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой информатики и прикладных информационных технологий Национальной академии Национальной гвардии Украины

 

Рекомендовано к изданию

Ученым советом ХНУГХ им. А.Н. Бекетова,

протокол №14 от 29 июня 2017 г.

           

 

М54

 

 

От студента до профессора : «Живое» автобиографическое учебное наглядное пособие / К. А. Метешкин, Д. А. Конь ;
Харьков. нац. ун-т гор. хоз-ва им. А. Н. Бекетова. – Харьков : ХНУГХ им. Бекетова, 2018. – 363 с.

 

ІSBN 978-966-695-443-8

Основу автобиографического наглядного пособия составляет учебный материал об особенностях научной и научно-методической деятельности студентов и аспирантов в рамках вуза. Пособие будет полезно для изучения не только студентам и аспирантам, но и преподавателям, так как в его основу положены сведения об опыте научно-исследовательской деятельности авторов, исходя из жизненных обстоятельств, приведших их к занятию наукой.

УДК 001.89-057.875(075)

 

 

 

  

ПРИБЛИЗИТЕЛЬНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ. Личный опыт автора

1   ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

1.1  Роль и место исторического метода исследований в научной и учебной деятельности студента

1.2  Научные результаты выдающихся студентов Мира

1.3 Измерения - истоки науки

   1.3.1 Исторический аспект мер и единиц измерения

   1.3.2 Понятие величины и ее свойств

   1.3.3 Системы единиц и их особенности

   1.3.4 Роль геодезии в систематизации измерений физических величин

1.4  Путь авторов к науке. 

   1.4.1 Путь профессора к науке

   1.4.2 Путь современного студента к науке

Диалог профессора и студента об историческом методе, паранормальных явлениях и пути авторов к науке

2 СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ

 ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

2.1 Основные термины и определения

2.2 Многокритериальный выбор абитуриента в условиях неопределенности

2.3 Результаты научных исследований - фундамент учебных дисциплин

2.4 Научный метод 

2.5 Пример экспресс-исследования учебного процесса вуза

2.6 Дидактический метод 

2.7 Примеры апробации дидактического метода 

2.8 Научно-дидактический метод

2.9 Пример апробации научно-дидактического метода. Педагогический эксперимент

   2.9.1 Общие сведения о технологии обучения "Партнерство"

   2.9.2 Синергетический эффект технологии обучения "Партнерство"

2.10 Путь авторов в науке

   2.10.1 Формирование профессором научного и дидактического методов

   2.10.2 Оыт научной деятельности современного студента и его рекомендации сверстникам

3 НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

3.1 Что такое научные основы исследований и как они связаны с научными основами обучения?

3.2. Философия единства дидактического и научного методов

3.3 Лингвистическое обеспечение реализациидидактического и научного методов

  3.3.1 Общие сведения о языке и его свойствах

  3.3.2 Особенности реализации дидактического метода

  3.3.3 Экспресс-исследования особенностей дидактического метода

  3.3.4 Особенности реализации научного метода

  3.3.5 Математическиеформализмы знаковой системы языка науки

3.4 Правила написания и оформления научных статей

3.5 Моделирование - теоретическая основа научно-дидактического метода

  3.5.1 Общие сведения о моделировании

  3.5.2 Пример эвристического моделирования

  3.5.3 Пример моделирования с использованием теоретико-множественного языка

  3.5.4 Пример моделирования на основе математической логики

  3.5.5 Пример моделирования на основе методов теории нечетких множеств

  3.5.6 Пример моделирования на основе методов теории категорий

  3.5.7 Пример моделирования на основе математического анализа

3.6 Эксперимент - эмпирическая основа научно-дидактического метода

  3.6.1 Общие сведения об эмпирических исследованиях

  3.6.2 Пример измерения качества научно-исследовательских работ с использованием нечеткой знаково-числовой шкалы

  3.6.3 Пример локального дидактического эксперимента

  3.6.4 Пример масштабного дидактического эксперимента

  3.6.5 Пример широкомасштабного дидактического эксперимента

  3.6.6 Перспективы организации и проведения глобальных экспериментов по созданию транснациональной системы образования

Диалог профессора и студента о проблемах использования научных методов в учебном процессе

4. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

4.1 Понятие научной деятельности и ее виды

4.2 Информационное обеспечение учебной и научной деятельности студентов

  4.2.1 Преобразование преподавателем информации в учебный материал

  4.2.2 Преобразование учебной и научной информации студентом в профессиональную систему знаний на основе научно-дидактического метода

  4.2.3  Опыт информационной поддержки научной деятельности студентов на основе информационных технологий

4.3 Технология работы над диссертацией

  4.3.1 Общие сведения о диссертационных работах

  4.3.2 Научная новизна - основополагающее понятие диссертационной работы

  4.3.3 Эффективность научных результатов и их реализация

  4.3.4 Пример расчета продуктивности профессиональной деятельности профессора и учебно-научной работы студента

4.4 Роль личности  в процессе формирования научно-дидактического метода профессора и работы его над докторской диссертацией

 

5  МИРОВОЕ ПРИЗНАНИЕ ИЗВЕСТНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ НАУКИ

5.1 Премии и награды выдающихся ученых мира

  5.1.1 Нобелевская премия

  5.1.2 Шнобелевская премия

  5.1.3 Другие награды

5.2. Премии и награды выдающихся и известных ученых Харькова

5.3 Премии и награды научно-педагогических работников Харьковского Национального университета городского хозяйства имени А.Н. Бекетова

ИСТОЧНИКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Вместо введения 

Источники к разделу 1

Источники к разделу 2

Источники к разделу 3

Источники к разделу 4

Источники к разделу 5

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ПРИЛОЖЕНИЕ В

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Слайды

Новости

22.04.21

ВНИМАНИЕ!!! Уважаемые землемеры и администраторы Земли поздравляю вас с праздником Днем Земли! Она у нас хрупкая и ее неправильно администрируют. Наша задача сохранить мир на Земле и правильно ее администрировать. Ура, товарищи! Земля народам! Карантин по-барабану! Сегодня 22 апреля 2021 года. 

 

 

21.04.21

ВНИМАНИЕ!!! Уважаемые коллеги нашему сайту, а в теории он называется “Система поддержки образовательных процессов кафедры” исполнилось 10 лет! Много это или мало? За это время два раза менялось название кафедры. Кафедрой руководили за это время 4 заведующих. Напомню, И.М. Патракеев, К.А. Метешкин, К.А. Мамонов и С.Г. Нестеренко. За 10 лет непрерывной работы сайт постоянно совершенствовался, приобретал дополнительные функции. Помимо учебной, методической, научной и воспитательной работы на сайте отражалась инновационная работа. Создан банк инноваций и страница “

16.03.21

ВНИМАНИЕ!!! Вчера закончила работу Международная научно-практическая конференция "Застосування інформаційних технологій у підготовці та діяльності сил охорони правопорядку". На пленарном заседании выступил профессор Метешкин К.А. с докладом "Моделирование системы рейтингования лиц, принимающих педагогические решения и основных подразделений университета". Видеоряд выступления смотрите на странице "Научные коммуникации".

Блог

27.01.20

   В предыдущем подразделе отмечалась роль Г. Монжа в создании начертательной геометрии, а именно она является основой для трехмерного моделирования объектов, которые создают некоторые студенты в процессе дипломного проектирования. Практика показала, что студенты затрудняются ответить на вопрос, какая из аксонометрических проекций использовалась при 3D-моделировании. Восполним этот пробел и в настоящем подразделе изложим суть построения трехмерных моделей на основе аксионометрических проекций, предварительно дадим определение термину «начертательная...

27.01.20

   Начнем изложение данного подраздела с народной мудрости: «Если ты все понял, значит, тебе не все рассказали».

   Предложенный в данном подразделе материал выходит за рамки существующих планов по специальности «Геодезия и землеустройство».  Вместе с тем, материал данного пособия претендует на некоторую новизну, так как в пп. 1.1 введен и обоснован новый термин «ноогеоматика», определение которого расширяет изучаемую предметную область, и на наш взгляд, обусловливает рассмотрение новых методов и...

27.01.20

   В процессе изучения начал создания и развития математики обнаруживается, что геометрия является первичным инструментом для человека при решении задач землемерия, постройки жилища, храмов, вычисления объемов и т. д. Другими словами, развитие геометрии шло по пути – от практики к теоретическим построениям. Многие ученые считают, что основателем геометрии является древнегреческий математик Эвклид (III век до н.э.), который обобщил отдельные теоретические положения античной математики и представил их в известном многотомнике «Начала» (13 книг). В...