Открытые занятия


ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ ЛЕКЦИЯ ПРОФЕССОРА МЕТЕШКИНА К.А.

 

  

  

 

   В процессе изложения учебного материала профессор Метешкин К.А. использовал проблемный метод. Презентацию учебного материала можно посмотриеть ЗДЕСЬ.

 

                                                                                   «УТВЕРЖДАЮ»
                                                                       Заведующий кафедры ГИС, оценки

                                                                       земли и недвижимого имущества

                                                                       доктор экономических наук,

                                                                       профессор
                                                                                                        К.А. Мамонов
                                                                       «     » октября 2016 г.

 

 ПЛАН-КОНСПЕКТ И СЦЕНАРИЙ ПОКАЗАТЕЛЬНОЙ ЛЕКЦИИ
по учебной дисциплине «Основы теории систем»

 

   Тема. Проблемная ситуация как абстрактная система

   Метод изучения учебного материала: проблемный.
   Цели показательного занятия:

- сформировать у студентов знания и навыки анализа проблемных ситуаций и методов их решения;

- продемонстрировать преподавателям кафедры возможности активных методов обучения, в частности, проблемного метода.

     Информационное обеспечение:
1. Основытеории систем: инновационная авторская технология обучения «Партнерство» [текст] учеб. пособие / К. А. Метешкин, Д. А. Конь, Р. Х. Ахмедова и др.; под ред. К. А. Метешкина; Харьков. нац. ун-т гор. хоз-ва им. А. Н. Бекетова. – Харьков: ХНУГХ им. А. Н. Бекетова, 2016. – 236 с.

2. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Основы системного анализа: Учеб. 2-е изд., доп.–Томск: Изд-во НТЛ, 1997. – 396 с.: ил.

Ассистент: Маслий Л.А.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ

Введение.  Доводиться план лекции и ее особенности (5 минут).
  1.  Основные термины и определения (проф. Метешкин К.А.), (10 минут).
  2.  Метод Декарта. Классификация проблем (проф. Метешкин К.А.), (10 минут).

Основной учебный материал (60 минут).
  3.   Характеристика проблемной ситуации, связанной с использованием мобильных учебных коммуникаций в образовательной системе,  (студенты).

Заключение (проф. Метешкин К.А.), (5 минут).



ПОДГОТОВКА К ПОКАЗАТЕЛЬНОМУ ЗАНЯТИЮ

   К изложению учебного материала методом «Проблемная лекция» преподаватель заблаговременно дает задание студентам о повторении основных положений пройденного материала, в частности, классификация систем, свойства систем, особенности образовательных систем и т.д. Кроме того, рекомендует самостоятельно изучить Закон Украины «О высшем образовании», так как в качестве примера на занятии будет анализироваться образовательная система – вуз.

   К занятию преподаватель готовит презентацию, где отражены основные положения лекции и представлена характеристика и особенности конкретной проблемной ситуации. В качестве примера работы со студентами выбрана проблемная ситуация, связанная с мобильностью использования мобильных коммуникаций в вузе, в частности ХНУГХ имени А.Н. Бекетова.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОКАЗНОГО ЗАНЯТИЯ В ВИДЕ

ПРОБЛЕМНОЙ ЛЕКЦИИ

В вводной части лекции преподаватель сообщает тему, цель и особенности проведения занятия.

1.  Основные термины и определения

Проблема - в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке - противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.

Противоречие - отношение двух суждений, каждое из которых является отрицанием другого. В формальной логике противоречие считается недопустимым согласно закону противоречия. Однако, как показали Кант (антиномии) и Гегель, противоречие есть необходимый этап и результат всякого реального мышления — познания

2.  Классификация проблем. Метод Декарта

   На глобальном уровне проблемы классифицируют:

- проблемы, имеющие «универсальный» характер;

- проблемы природно-экономического характера;

- проблемы социального характера;

- проблемы смешанного характера.

ПРИМЕРЫ:

Экологические, демографические, продовольственные, войны и мира, энергетические, сырьевые, здоровья людей, освоения Мирового океана, Космоса, образования и обучения.

   Используя элементы исторического метода и учитывая специфику проведения занятия, студентам сообщаются основные положения, разработанные Рене Декартом в работе «Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках».

   «Первое правило — никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью, иначе говоря, тщательно избегать опрометчивости и предвзятости и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и столь отчетливо, что не дает мне никакого повода подвергать их сомнению.

   Второе правило — делить каждое из исследуемых мною затруднений на столько частей, сколько это возможно и нужно для лучшего их преодоления.

   Третье правило — придерживаться определенного порядка мышления, начиная с предметов наиболее простых и наиболее легко познаваемых и восходя постепенно к познанию наиболее сложного, предполагая порядок даже и там, где объекты мышления вовсе не даны в их естественной связи.

   Четвертое правило — составлять всегда перечни столь полные и обзоры столь общие, чтобы была уверенность в отсутствии упущений».

   Отмечается схожесть правил Р.Декарта с принципами дидактики Я.А.Коменского.

3.   Характеристика проблемной ситуации, связанной с использованием мобильных учебных коммуникаций в образовательной системе

   На основе пройденного материала студентам предлагается проанализировать образовательную систему типа «вуз». Определить к кому классу сложных систем принадлежит вуз. Выявить особенности его структуры, основные подсистемы и элементы и их свойства. 

Студентам задаются следующие вопросы.

  1. Назовите основные признаки, при помощи которых можно отнести к тому или иному классу вуз. Сделайте вывод. Имеются признаки, сложной, организационной, социальной, информационной, технической системы. Вывод – вузы можно отнести к сложным комбинированным системам.
  2. Проанализируйте структуру высшего учебного заведения? Сделайте вывод. Структура ВУЗА имеет признаки иерархии – ректор (ректорат), - декан (деканат), кафедры – отделы и службы вуза. Особенностью структуры ВУЗА является, то что атомарным элементом (неделимым) в организационно-штатнойструктуре является человек с высокой степенью интеллекта. Еще одной особенностью вуза, как сложной системы является интенсивное взаимодействие элементов организационной структуры с элементами технической системы.
  3.  Проанализируйте свойства системы «ВУЗ». Сделайте вывод. Ориентированность – зависимость каждого элемента системы от его места, функций внутри целого. ПРИМАРЫ.  Конфигурируемость – способность изменения структур элементов и подсистем сложной системы с целью оптимизации ее работы, повышение функциональных возможностей и эффективности функционирования. ПРИМЕРЫ. Взаимосвязанность структуры и среды – формирование и проявление свойств системы в процессе ее взаимодействия со средой. ПРИМЕРЫ. Иерархичность – наличие нескольких уровней, при которых каждый компонент системы можно рассматривать как отдельную систему, а первичную систему – как один из компонентов более широкой, глобальной системы. Множественность описания – ввиду сложности рассматриваемых систем, в том числе системы «высшая школа», их познание требует построения множества моделей, каждая из которых отражает лишь определенный аспект функционирования систем. ПРИМЕРЫ. Физическая неоднородность и большое число элементов. Данное свойство характерно современным государственным образовательным системам, имеющих миллионы элементов (субъектов) и большое многообразие социально-технических, экономических и других отношений. ПРИМЕРЫ. Многофункциональность – способность к реализации некоторого множества функций. ПРИМЕРЫ. Непрерывность функционирования и развития. Данное свойство в образовательных системах имеет свою специфику. ПРИМЕРЫ.  Надежность – свойство сложных систем сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения. ПРИМЕРЫ    Адаптируемость – свойство изменять поведение или структуру с целью сохранения, улучшения или приобретения новых качеств в условиях изменения внешней среды. Обязательным условием возможности адаптации является наличие обратных связей. ПРИМЕРЫ. Эффективность – способность к достижению поставленных целей за определенный период времени при использовании определенного количества ресурсов и возможном наличии отдельных специфических ограничений. ПРИМЕРЫ. Эмерджентность – несводимость свойств отдельных элементов к свойствам системы в целом. ПРИМЕРЫ.Гибкость – свойство изменять цель и параметры функционирования в зависимости от условий функционирования (адаптация) или состояния подсистемы (живучесть). Гибкость обеспечивается избыточностью элементов и обратной связью. Устойчивость – способность системы противостоять внешним возмущающим воздействиям. От нее зависит продолжительность жизни системы.

    Студентам предлагается назвать специальные свойства образовательных систем типа «ВУЗ».

  1.  Обучение многих многими. 2. Формирование у студентов способности к самообучению. 3. Формирование образованного и воспитанного человека. 4. Формирование новых знаний. 5. Самоорганизация и самосовершенствование. 6. Интеллектуальность основных элементов. 7. Дискретно-циклический характер функционирования.8.Контроль и самоконтроль качественного состояния ВУЗов.

   На примере кафедры, как сложной системы, студентам предлагается на доске нарисовать обобщенную структуру кафедры до эпохи интернета и структуру кафедры в условиях информационно-коммуникационной революции. Кроме того, студентам предлагается провести сравнительный анализ развивающейся структуры кафедры – выявить дополнительные связи и дать им характеристику. Примерные схемы указаны на рис. 1.

Проведя сравнительный анализ студентам предлагается сделать соответствующие выводы.

  1.  В предложенной модели не отражаются такие элементы (субъекты) кафедры, как служащие лаборатории.
  2.  Модель не содержит техническую составляющую – приборы и компьютеры.
  3.  В предложенной модели не показаны связи кафедры с внешней средой, так как кафедру можно рассматривать как открытую систему.

Затем, студентам предлагается оценить учебные связи и отношения между преподавателем и студентом в настоящее время опираясь на рис. 2.

Студенты анализируют структуру кафедры, представленной на рис.2 и делают следующие выводы.

  1. Кафедра, как система с появлением Интернета усложнилась за счет увеличения связи и отношений между ее элементами.
  2. Кафедру можно рассматривать как сложную открытую систему.
  3. Кафедра, как сложная система изменила (улучшила) свои свойства, например, (конфигурируемость, взаимосвязанность структуры и среды, многофункциональность, надежность, гибкость и т.д.).

Преподаватель на слайде показывает проблемную ситуацию, сложившуюся в настоящее время в системе образования Украины. Студентам предлагается дополнить позитивные и негативные стороны проблемной ситуации на уровне кафедры, как сложной системы (см. рис.3).

Студенты пытаются сформулировать позитивные стороны проблемы.

  1. Требования МОНУ(ректора) по эффективному использованию дистанционного обучения с применением Moodle
  2. Большие возможности современных мобильных средств связи Смартфоны, мини-компьютеры и т.д.
  3. Большие возможности по созданию баз учебных знаний. Уже есть примеры.
  4. Возможности исследования элементов и связей (отношений) на уровне кафедры с целью повышения качества основной функции вуза – обучения.

   Студенты на основе ранее рассмотренных свойств сложных систем, пытаются сформулировать негативные стороны проблемы.

  1. Слабая законодательная база, ставящая в соответствие основные элементы образовательной системы типа «ВУЗ» техническим и информационным средствам.
  2. Бессистемное использование студентами мобильных средств коммуникации. Отсутствуют научно-обоснованные рекомендации по использованию студентами мобильных средств с целью обучения.
  3.  Низкая надежность мобильных учебных коммуникаций. Плохая организация связи на кафедре с Интернет.
  4. В штатной структуре вуза не предусмотрено специальное подразделение, которое исследует отношения между участниками учебного процесса. 

 

Остальное импровизация.

 

 

 

Профессор                           К. А. Метешкин

 

24.10.16 г.

 

 

 

Видеоряд открытой лекции доцента Гавриленко Д.Ю.

11.04.2016 г.

  

 

 

...........................А......................

 

Видеоряд открытого практического занятия старшего преподавателя Анаприенко Т.В.

30.11.2015 г.

 

  

  

   Мнение коллег.

Доцента Поморцевой Е.Е. об открытом занятии.

   1 декабря 2015 г. на 4 паре старший преподаватель Аноприентко Т.В. с блеском провела открытое практическое занятие студентам-магистрам по дисциплине «Методология оценки земельных участков». В начале занятия студентам было предложено поучаствовать в деловой игре, где и были проверены знания, полученные на предыдущих занятиях. Процесс настолько захватил окружающих, что даже сами проверяющие начали принимать живое участие в процессах купли-продажи и дарения земельных паев. После этого студентам был изложен новый материал, который активно сопровождался всевозможными схемами и инструкциями, демонстрировавшимися с помощью мультимедиа на доске. Занятие проходило настолько живо и интересно, что даже при изложении нового материала не пропало то оживление и азарт, которое царило при проведении деловой игры. Не даром методист ВУЗа оценил занятие на 100 баллов из 100 возможных.

   Не преувеличу, если скажу, что глядя на это занятие понимаешь, что учится надо всем и всегда. Это касается как студентов, так и научно-педагогических работников кафедры. Все намеченные вопросы были рассмотрены на этом занятии. Остался только один не выясненный вопрос  – и почему Аноприенко Т.В. до сих пор не кандидат наук?

Профессор Метешкин К.А. об открытом занятии.

     С коллегой Поморцевой Е.Е. в основном можно согласиться. Однако, похвала расслабляет человека, а критические конструктивные замечания нацеливают его на улучшение своей работы. Под этим углом сделаю несколько несущественных замечаний. По форме проведения практического занятия с элементами деловой игры, на мой взгляд, была допущена ошибка в том, что студенты на занятиях сидели вперемешку с преподавателями, которые наблюдали за занятием. Большего бы эффекта достигло занятие, если студенты в роли оценщиков, и студенты в роли заказчиков находились непосредственно друг против друга и отвечали на вопросы заказчиков без конспекта лекций. Второе замечание касается опроса студентов по терминологии, где было видно, что студентам заранее были выданы термины, содержание которых они должны были озвучить. На мой взгляд, это неверно. Надо было бы преподавателю называть фамилию студентов и просить их отвечать на поставленный вопрос.

   Вместе с тем, несмотря на сделанные замечания, Анаприенко Т.В. показала отличное знания содержательной части дисциплины, умение использовать современные интерактивные методы преподавания, а также продемонстрировала хорошие коммуникативные способности и владение некоторыми поемами орфоэпии, что несомненно важно для преподавателя. Молодец. 

 

 

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\ : //////////////////////////////////

 

 

Видеоряд открытого занятия старшего преподавателя Доля К.В .

25.11.2015 г.

 

    

 

 

<<<<<<<<<<<<<<<<  О  >>>>>>>>>>>>>

 

Видеоряд открытого занятия профессора Метешкина К.А.

27.10.15 г.

123

4 5 6 

1. План занятий.

2. Студенты немножко напряглись. Что будет?

3. Научная "дуэль" философского характера между студентом 2-го курса Даниилом Конь и заведующим кафедрой профессором Момоновым Константином Анатольевичем. Кто победит?

4. Студент Дубинин готовит каверзный вопрос.

5. Студентка Юля Семченко докладывает о возможности и необходимости использования геодезических приборов в построении плана ДТП.

6. Профессор Метешкин К.А. дебатирует со студентом Дьяковым на предмет некачественной подготовки к занятию.

 

<<<<<<<<<<<<<<<< X >>>>>>>>>>>>>>>>>

 

Видеоряд открытого занятия доцента Пенькова В.А.

20.10.15 г

1 2 3

4 5 6

1, 2, 3. Перед открытым занятием. Все немножко напряжены. Доцент Пеньков В.А. готов на 150%

4. Как только доцент Пеньков В.А. заговорил - заскрипели перья.

5. Основа всех основ геодезии и топографии.

6. Что-то общее - модель рельефа и модельная прическа.

 

 Видеоряд открытого занятия ст. преподавателя Отечко С.А.

20.10.15 г

1 2 3

4 5 6

1. Начало лекции.

2. Глазами студентов и седых доцентов.

3. Профиль и рельеф - похожие понятия.

4. Хотел подслушать, как скрипит "старинное" перо, а увидел маникюр с боевым орнаментом индейцев племени Майя.

5. Прическа "Непреступный Эверест".

6. Доцент Евдокимов А.А. показывает проверяющему какой у него рельеф на огороде.

 

   <<<<<<<<<<<<<<<<<<< A >>>>>>>>>>>>>>>>>

Видеоряд открытого занятия профессора Гавриленко Ю.Н.

8.10.2015 г.

 

1 23

 4 56

1. Последние приготовления к занятию.

2. Осталась одна минута.

3. Как всегда - опоздавшие.

4. Итак, проектирование эллипсоида на плоскость!

5. Масштаб проекции - вот такой!

6. Покорители вершин знаний - "Снежные барсы".

 

4 марта 2015 года состоялось открытое занятие у доцента Поморцевой Е.Е., к сожалению по этому занятию отсутствуют фото материалы.

 

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

 

Видеоряд открытого занятия у заведующего кафедрой Мамонова К.А.

 

 

 

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

 

Открытое занятие к.т.н., асс. Творошенко И.С. (15.04.2014 г.)

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ

лекционного занятия по дисциплине

«Управление оценочными проектами»

 

Тема: «Контроль выполнения оценочного проекта».

Цель: сформировать у студентов теоретические знания о роли, видах, методах, технике и инструментарии процесса контроля оценочного проекта.

Слушатели: группы М ОЗН 2013-1, М ОЗН 2013-2.

Продолжительность: 90 мин.

Аудитория: 412 арх.

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

 

  1. Краткое содержание предыдущей лекции (5 мин).
  2. Вступление (5 мин).
  3. Назначение и задачи контроля выполнения оценочного проекта (35 мин).
  4. Виды и методы контроля выполнения оценочного проекта (15 мин).
  5. Роль систем информации и отчетности при контроле выполнения оценочного проекта (10 мин).
  6. Применение инструментальных средств для контроля выполнения оценочного проекта (15 мин).
  7. Выводы (5 мин).

 

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Бушуев С.Д. Управление проектами: Основы профессиональных знаний и система оценки компетентности проектных менеджеров / С.Д. Бушуев, Н.С. Бушуева. – К.: ІРІДІУМ, 2006. – 208 с.
  2. Управление проектами: учеб. пособие / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге; под общ. ред. И.И. Мазура. – М.: Омега-Л, 2004. – с. 664.
  3. Клифорд Ф. Грей Управление проектами: Практическое руководство / Клифорд Ф. Грей, Эрик У. Ларсон. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003. – 528 с.
  4. Ноздріна Л.В. Управління проектами: підручник / Л.В. Ноздріна, В.І. Ящук, О.І. Полотай. – К.: Центр учбової літератури, 2010. – 432 с.
  5. Украинская ассоциация управления проектами [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: http://upma.kiev.ua – Загл. с экрана.

 

До начала занятия осталось 3 минуты

 


 

РАБОТА преподавателя

 


 

Учебная деятельность студентов

 


 

Преподаватели кафедры оценивают методическое мастерство Творошенко И.С.

 


 

 

 

 

 

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

 

 Открытое занятие асистента Отечко С.А. (12.03.2014 г.)

 

План-конспект лекційного заняття з дисципліни

«Картографія з основами топографії та ГІС»

 

Тема: «ТОПОГРАФІЧНІ МОДЕЛІ МІСЦЕВОСТІ»

Мета: сформувати вміння аналізувати місцевість в топографії за допомогою умовних знаків

Слухачі: групи ЕОНС 2012 – 1, ЕОНС Ін 2012 – 2, ЕОНС 2012 – 3

Тривалість: 90 хв

Аудиторія: 506 цк

 

План заняття:

Вступ (5 хв)

  1. Моделювання об’єктів місцевості умовними знаками (40 хв):

1.1.         Умовні знаки топографічних карт та їх класифікація

1.2.         Умовні знаки населених пунктів і промислових об’єктів

1.3.         Умовні знаки доріг, ліній зв’язку і ліній електропередач

1.4.         Гідрографія і гідротехнічні споруди

1.5.         Умовні знаки кордонів, огорож і орієнтирів

1.6.         Умовні знаки сільськогосподарських угідь і грунтово-рослинного покриття

  1. Моделювання рельєфу горизонталями (40 хв)

Висновки (5 хв)

 

Рекомендована література: 1) Артамонов Б. Б., Штангрет В. П. Топографія з основами топографії: Навчальний посібник. – Львів: Новий Світ – 2000. – 248 с. 2) Южанинов В. С. Картография с основами топографии: Научное пособие. – М.: Высшая школа – 2001. – 302 с. 3) Картография с основами топографии: Научное пособие / Под ред. Г. Ю. Грюнберга. – М.: Просвещение. – 1991. – 368 с.

Дидактичний матеріал

 

 

///////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

 

 Открытое занятие доцента Пенькова В.А. (19.02.2014 г.)

Лекция по дисциплине "Топография"

Тема: "Камеральная обработка измерений теордолитного хода"

 

 

 

 

Открытое занятие доцента Поморцевой Е. Е.

Лекция по дисциплине "Проектирование баз геоданных"

 

заведующий кафедрой

геоинформационных систем, оценки земли

и недвижимого имущества

проф., д.э.н.                            К. А. Мамонов

                                                                     « 12 » ноября 2013 года

 

 

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ

лекции по учебной дисциплине

 «Проектирование баз геоданных»

 

ТЕМА: " СОЗДАНИЕ ТОПОЛОГИИ в БГД". 

Цель: рассмотреть общие понятия топологии, элементы топологии и правила создания, в частности с использованием ПО ArcCatalog.

Учебные группы: ГИС 2010?1

Время: 90 мин

Место: 407 аудитория кафедры.

Учебная литература

  1. Основные принципы геоинформационных систем: учебн. пособие / Шипулин В. Д.; Харьк. нац. акад. гор. хоз-ва. – Х.: ХНАГХ, 2010. – 337 с.
  2. Автор - Дж.Эллисон Батлер, перевод - В.Ю.Андрианов «Проектирование баз геоданных для транспорта» Издательство Дата+, 2011 г., тираж 1000 шт., 494 с.
  3. Майкл Зейлер. Моделирование нашего Мира. Пособие ESRI по проектированию баз геоданных. 2003.
  4. Шахи Шекхар. Основы пространственных баз данных. 2004.
  5. Построение баз геоданных. GIS by ESRI. 2002.
  6. Работа с базами геоданных. Упражнения. GIS by ESRI (файл .pdf). 2002.
  7. Редактирование в ArcMap. GIS by ESRI 2003.
  8. ArcToolbox. Руководство пользователя. GIS by ESRI. (файл .pdf) 2003.
  9. ArcCatalog. Руководство пользователя. GIS by ESRI. (файл .pdf) 2003.

Интернет ресурс

1. Сайт «Геоинформационные системы для бизнеса и общества». – Режим доступа: http://resources.arcgis.com/ru/help

2. Сайт «ArcGIS resource». – Режим доступа: http://www.dataplus.ru/index.php

3. Сайт «Высокие технологии». – Режим доступа: http://www.citymap.odessa.ua/?44

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

ВРЕМЯ (мин)

Общие сведения о топологии       

Топологическая задача о 7 мостах Кенигсберга 

Элементы топологии         

Вопросы для самостоятельной работы    

Заключение

10 мин

25 мин

45 мин

5 мин

5 мин

 

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

 

 

 

 

Фотографии Шаульского Д.В.

 

 

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

 

 

Открытое занятия профессора Метешкина К.А.

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий кафедры ГИС и ОЗН

доктор экономических наук, доцент

                            К.А. Мамонов

«  24  » сентября  2013 г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

на практическое занятие по дисциплине  

«Организация, методология, информационные технологии

 в научных исследованиях»

ТЕМА:  «Методология  науки и особенности ее развития». 

Цель: изложить основные процедуры технологии изучения учебного материала и показать его роль и место в системе формирующихся у студентов знаний.  

Учебные отделения: Оценка земли и недвижимости. 5 курс.

Время: 90 мин.

Место: 412 аудитория кафедры.

Учебная литература:

1.   Метешкин К.А. Краеугольные камни пирамиды знаний научно - педагогических и педагогических работников. ХХІ век. [Текст]: учебник / К.А. Метешкин; Харьк. нац. акад. гор. хоз-ва. – ХНАГХ, 2012. – 335 с.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

ВРЕМЯ (мин)

Введение

1.     Эволюция методологии наук и ее особенности на каждом этапе научных революций.

2.     Научный метод и его применение с целью развития методологии науки.

3.     Применение научного метода при написании и оформлении научных результатов.

Заключение

5 мин

20 мин

20 мин

40 мин

5 мин

 

 

 

 

 


 

Открытое занятие доцента Поморцевой Е. Е.

                                                                                     

Лекция по дисциплине "Базы данных"

 

заведующий кафедрой

геоинформационных систем, оценки земли и недвижимости

д.т.н., проф.   К. А. Метешкин

                                                                     « 27 » марта 2013 года

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ

лекции по учебной дисциплине

«Базы данных»

 

ТЕМА: "МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ПОСТРОЕНИЯ ЗАПРОСОВ ". 

Цель: рассмотреть основные принципы создания запросов на основе одной либо нескольких таблиц, а также на основе других запросов базы данных на примере БД «Кадастр».

Учебные группы: ГИС 2011?1

Время: 90 мин

Место: 410 аудитория кафедры.

Учебная литература:

Гурвиц Г. А. Microsoft Access 2010. Разработка приложений на реальном примере. – Издательство: BHV, 2010. – 496 с.

Дженнингс Р. Использование Microsoft Office Access 2003. - М.: Изд. дом «Вильямс», 2005. – 1312 с.

Бобцов А.А., Шиегин В.В. Банки и базы данных. Основы работы с MS Access. Часть 1. Учебное пособие. – СПб, 2005. – 93 с.

Карпова Т. С. Базы данных: модели, разработка, реализация. – СПб.: Питер, 2001. – 304 с.

Форт С., Хоуи Т., Релстон Д. Программирование в среде Access 2000. Энциклопедия пользователя – Киев: ДиаСофт, 2000. – 564 с.

Microsoft Access 2003. Шаг за шагом. – М.: «СП ЭКОМ», 2004. – 432 с.

Справка Microsoft Access (входит в пакет MS Access)

Интернет-источники: Сайт приложений Office корпорации Microsoft. – Режим доступа: http//www.office.microsoft.com/ru-ru/access-help

 Сайт «AccesSoft» по разработке баз данных с помощью MS Access – Режим доступа: http//www.accessoft.ru

 

 

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

ВРЕМЯ (мин)

Назначение запросив

Создание подробного запроса на выборку

Изменение запроса

Параметрический запрос

Создание запросов в режиме SQL Access

10 мин

20 мин

20 мин

20 мин

20 мин

 

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

 

 

И еще 35 слайдов

 

 

Комментарий заведующего кафедрой

    Ректор высоко оценил подготовку доцента Поморцевой Е.Е. к открытому занятию, ее знание преподаваемого материала, а также методическое мастерство преподавателя. Она подготовила хороший дидактический материал, имела диалоговый  контакт с аудиторией, теоретический материал сопровождала практическими примерами, делала правильные логические выводы и при необходимости повторяла для запоминания учебный материал. yes

 


 

Графік відвідуваня занять викладачів завідуючим кафедри в другому семестрі 2012/13 н.р

 

Кого відвідував

Коли

Дисципліна

Вид занять

Група

Ауд.

1

Аноприєнко Т.В.yes

Шаульского Д..В.  yes

Среда, 3 пара 

на протязі семестру

Основи землевпорядкування і кадастру

Лабораторне заняття

ГІС2010-1

407 арх

2

Патракеєва І.М.

Вівторок 2 пара

на протязі семестру

Геоінформаційні технології

Практичне

заняття

ЕОНС 2010-1

412н

 


Графік проведення відкритих занять викладачами кафедри у другому семестрі 2012/13 н.р.

 

 

Навчальна дисципліна

 

Курс, група

Дата, час проведення, аудиторія

 

Вид заняття

 

П.І.П. викладача

 

Примітка

1

Геоінформаційні технології

ЕОНС2010-1

09.04.13

10.15

412нВЦ

Відкрите

практичне заняття

Доц.. Патракеев І.М

 

2

Інженерна геодезія

МБГ2012-1

ТОР2012-1

ПЦБ2012-1

ОПБ2012-1

13.03.13

08.30

ауд.320цк.

 

Показова

лекція

yes

Доц.  Пеньков В.О.

 

3

Бази данних

ГІС2011-1

27.03.13

08.30

ауд. 410арх

Відкрита

лекція

yes

Доц.. Поморцева О.Є.

Перед обранням на конкурс

4Бази даннихГІС2011-1

27.03.13

08.30

ауд. 410арх

Відкрита

лекція

yes

 

Доц.. Поморцева О.Є.

Перед обранням на конкурс


 


 

Открытое занятие доцента Поморцевой Е. Е.

 

Лекция по дисциплине "Базы данных"

 

заведующий кафедрой

геоинформационных систем, оценки земли и недвижимости

д.т.н., проф.   К. А. Метешкин

                                                                     « 27 » февраля 2013 года

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ

лекции по учебной дисциплине

«Базы данных»

ТЕМА: "Принципы и теоретические основы проектирования реляционных баз данных". 

Цель: рассмотреть основные принципы нормализации баз данных и создание логической схемы базы данных на примере БД «Кадастр»

Учебные группы: ГИС 2011?1

Время: 90 мин

Место: 410 аудитория кафедры.

Учебная литература

  1. Гурвиц Г. А. Microsoft Access 2010. Разработка приложений на реальном примере. – Издательство: BHV, 2010. –  496 с.
  2. Дженнингс Р. Использование Microsoft Office Access 2003. - М.: Изд. дом «Вильямс», 2005. – 1312 с.
  3. Бобцов А.А., Шиегин В.В. Банки и базы данных. Основы работы с MS Access. Часть 1. Учебное пособие. – СПб, 2005. – 93 с.
  4. Карпова Т. С. Базы данных: модели, разработка, реализация. – СПб.: Питер, 2001. – 304 с.
  5. Форт С., Хоуи Т., Релстон Д. Программирование в среде Access 2000. Энциклопедия пользователя – Киев:  ДиаСофт, 2000. – 564 с.
  6. Microsoft Access 2003. Шаг за шагом. – М.: «СП ЭКОМ», 2004. – 432 с.
  7. Справка Microsoft Access (входит  в пакет MS Access)

 

Интернет-источники

  1. Сайт  приложений Office корпорации Microsoft. – Режим доступа: http//www.office.microsoft.com/ru-ru/access-help/
  2. Сайт  «AccesSoft» по разработке баз данных с помощью MS Access  – Режим доступа: http//www.accessoft.ru

 

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ

 

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

ВРЕМЯ (мин)

  1. Принципы и этапы проектирования реляционных БД        
  2. Основные понятия теории нормализации                              
  3. Нормальные формы отношений
  4. Целостность данных                                                                 

20 мин

20 мин

30 мин

20 мин

 

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

 

 

 И еще 27 слайдов

 

 

                                                                                              «УТВЕРЖДАЮ»
                                                                       Заведующий кафедры ГИС и геодезии
                                                                       кандидат технических наук, доцент
                                                                                                        И.М. Патракеев
                                                                       « 10 » февраля 2012 г.

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ И СЦЕНАРИЙ ПОКАЗАТЕЛЬНОЙ ЛЕКЦИИ
по учебной дисциплине «Математическая обработка
 геодезических измерений» (Модуль 2)

 

   Тема. Уравнивание результатов геодезических измерений методами
математической статистики
  Метод изучения учебного материала: перевернутая лекция с использованием информационных средств и процедур информационных технологий.
    Цели показательного занятия по теме:
- сформировать у студентов знания основных теоретических положений по теме лекции;
- продемонстрировать преподавателям кафедры возможности интеграции современных педагогических и информационных технологий.
     Информационное обеспечение:
1 Войславский, Л.К. Теория математической обработки геодезических измерений. Часть 2. Теория погрешностей измерений [Текст] учебно-методическое пособие (для студентов 2 курса дневной формы обучения спец. 7.070908 «Геоинформационные системы и технологии») / Л.К. Войславский. – Х.: ХНАГХ, 2006. – 64 с.
2. Кемниц, Ю.В. Теория ошибок измерений [Текст] / Ю.В.Кемниц. – М.: Недра, 1962. – 175 с.



ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ


Введение
  1.    Особенности изучения учебного материала с использованием интегрированной технологии обучения (проф. Метешкин К.А.).
  2.  Место и роль методов уравнивания геодезических измерений в системе знаний по дисциплине «Математическая обработка геодезических изме-рений» (проф. Метешкин К.А.).
Основной учебный материал
  3.    Сущность задачи уравнивания результатов измерений в геодезии (студентка Топал Е.С.).
  4.    Два подхода к решению задачи уравнивания геодезических построений (студентка Мгеброва В.Р.)
  5.  Суть метода наименьших квадратов и обоснование его использования в уравнивании геодезических построении (студент Чечуйко В.В.)


Заключение (проф. Метешкин К.А.)



ПОДГОТОВКА К ПОКАЗАТЕЛЬНОМУ ЗАНЯТИЮ


 1. Анализ особенностей учебного материала, методов или процедур педагогических технологий его изложения (изучения)  с целью выбора наиболее эффективного.
  2. Анализ особенностей материально-технического, программного и информационного обеспечения занятия с целью выбора места и условий изучения учебного материала, а также программных и информационных средств, максимально реализующих дидактические принципы наглядности, системности, последовательности изучения учебного материала.  
  3. Подготовка учебного материала к выбранному методу изложения, а именно методу перевернутой лекции.
Перевернутая лекция предполагает самостоятельное внеаудиторное изучение студентами учебного материала и обсуждение основных ее теоретических положений на занятиях под руководством преподавателя. Суть подготовки учебного материала заключается в его структуризации, выделении главных структурных элементов (учебных вопросов теоретического материала), а также выделении по тексту лекции неизвестных студентам терминов и их определений. Кроме того, в качестве структурных элементов теоретического материала разрабатывается иллюстративный материал. Структурными элементами учебного текста являются формульные соотношения, которые в формальном и лаконичном виде описывают изучаемые процессы и явления. Обязательно в формулах каждый символ и знак должен быть поставлен в соответствие смысловому значению. В случае сложных преобразований формальные записи должны снабжаться соответствующим справочным материалом. Например, разложение сложной функции в степенной ряд или обобщенные формулы транспонирования или обращение матриц и т.д. Справочные данные дают возможность студентам вспомнить ранее изученный материал из курса математики.  
  4. Подготовка студентов  к изучению учебного материала методом перевернутой лекции с использованием информационных средств и процедур информационных технологий.
Суть подготовки студентов к занятию заключается в следующем. Сту-дентам за неделю до занятия для самостоятельной отработки учебного материала выдается текст лекции с обязательными ссылками на известную литературу. Текст лекции форматируется на листах бумаги форматом А4 таким образом, чтобы оставалось место для записи вопросов, выделение важного материала пометками и т.д.
   Из группы студентов выделяются наиболее подготовленные и добросовестные студенты, которым распределяются учебные вопросы лекции для глубокой проработки с целью изложения их на занятиях. В данном случае выбраны три студента, которые на занятии будут излагать учебный материал трех учебных вопросов. Остальным студентом предложено подготовить вопросы по всему учебному материалу, которые, на их взгляд раскрывают суть изучаемого материала. Количество подготавливаемых вопросов не ограничивается. Преподаватель заранее, до занятия, проверяет у студентов подготовленные вопросы, а также дидактический материал у трех выбранных студентов, которые подготовили его для демонстрации. Уточняются отдельные вопросы и до студентов доводится план проведения занятия.

 


ПРОВЕДЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

 


  1.    Начальный этап занятия. Преподаватель в течении 10 минут опираясь на дидактический материал объявляет тему занятия, цель и особенности метода его проведения и ставит задачу студентам, которые будут излагать теоретический материал лекции, а также всем остальным студентам, принимающим участие в обсуждении изучаемых вопросов.
  2.     Основная часть занятия. Три выбранных студента по очереди, в заданной планом занятий последовательности, излагают теоретические положения изучаемого материала. По ходу изложения теоретического материала отдельные частные вопросы уточняются путем вопросно-ответных отношений между студентами. Преподаватель руководит обсуждением частных вопросов и в случае «тупиковых» ситуаций корректирует формулировку вопросов, и если студент, излагающий теоретическую часть учебного материала затрудняется ответить на поставленный вопрос, то сам на него отвечает.
  Преподаватель на данном этапе занятия наблюдает за правильностью изложения материала, руководит диспутом при обсуждении проблемных и трудных вопросов и следит за процессом обсуждения с точки зрения рационального распределения времени для того чтобы успеть в рамках занятия обсудить весь запланированный материал.
3.    Заключительная часть занятия.  Преподаватель подводит итоги занятия и ставит задачу на следующее занятие.

 


ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

 

 

Для основной части учебного материала студенты самостоятельно разрабатывают дидактический материал.

Видео ряд показательного занятия размещен на странице "Методическая работа".


План-конспект и сценарий показной лекции обсужден и одобрен на заседании кафедры протокол №2 от 10 февраля 2012 года.

 

 


 

Открытое занятие профессора Толстохатько В.А.

 

Лекцияпо дисциплине "Программирование прикладных ГИС задач"

 

                 «УТВЕРЖДАЮ»

                                                                     Заведующий кафедры ГИС и геодезии

                                                                     кандидат технических наук, доцент

                                                                                                  И.М. Патракеев

                                                                     « 1 » февраля 2012 года

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ

лекции по учебной дисциплине

«Програмирование прикладных ГИС задач»

ТЕМА: "Разработка графического интерфейса прикладных программ в среде Visual Basic ArcGIS Desktop ". 

Цель: изложить основные принципы, методы и средства визуального программирования интерфейса пользователя.  

Учебные отделения: ГИС 2008-1

Время: 90 мин

Место: 412 аудитория кафедры.

Учебная литература:

1. Браун С. Visual Basic 6. СПб.: Питер, 2007. - 574 с.

 

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ

 

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

ВРЕМЯ (мин)

Введение

  1. Требования к интерфейсу прикладной программы
  2. Средства проектирования интерфейса
  3. Принципы визуального программирования интерфейса
  4. Технология визуального программирования интерфейса

Заключение

5 мин

10 мин

10 мин

20 мин

40 мин

5 мин

 

 

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Еще 23 слайда

 

 


Открытое занятие профессора Метешкина К.А.

 

Вводная лекция по дисциплине "Математическая обработка

геодезических измерений"

 

 

                                                                     «УТВЕРЖДАЮ»

                                                                     Заведующий кафедры ГИС и геодезии

                                                                     кандидат технических наук, доцент

                                                                                                  И.М. Патракеев

                                                                     « 6 » сентября 2011

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ

лекции по учебной дисциплине

«Математическая обработка геодезических измерений»

ТЕМА: "Основные сведения о технологии обучения по дисциплине "Математическая обработка геодезических измерений" ". 

Цель: изложить основные процедуры технологии изучения учебного материала и показать его роль и место в системе формирующихся у студентов знаний.  

Учебные отделения: ГИС 10-1

Время: 90 мин

Место: 412 аудитория кафедры.

Учебная литература:

1. Метешкін К.О. Конспект лекцій з курсу «Математична обробка геодезичних вимирів. Модуль 1. Застосування основ теорії похибок у обробці геодезичних даних.

 

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ

 

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

ВРЕМЯ (мин)

Введение

  1. Основные информационные средства, процедуры и особенности изучения учебного материала с использованием ЗО ТО
  2. Роль и место изучаемого материала в системе знаний студента по специальности

Заключение

5 мин

40 мин

40 мин

5 мин

 

 

Введение

Знакомство со студентами. Требования преподавателя к студентам.

Цель лекции: изложить основные процедуры технологии изучения учебного материала и показать его роль и место в системе, формирующихся у студентов знаний.  

  1. Основные информационные средства, процедуры и особенности

изучения учебного материала

 

Общая характеристика информационных средств и их особенности. Основные процедуры технологии изучения учебного материала и их особенности.  Особенности изучения учебного материала на основе интеллектуальных информационных технологий. Параметры технологии обучения.

Ян Амос Коменский (1592- 1670) – Великая дидактика.

 

  1. Роль и место изучаемого материала в системе знаний студента

по специальности

 

Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. (М.В.Ломоносов 1711-1765,). 

Общая характеристика содержательной части учебного материала. Дисциплина относится к циклу профессиональних дисциплин.

Математика – царица наук, арифметика – царица математики . (К.Ф. Гаусс  1777- 1855) 

Математика - это язык, на котором говорят все точные науки. (Н.И.Лобачевский  1792 - 1856)

Цели и задачи учебной дисциплины. Структура учебной дисциплины и ее сетевая модель. Терминологическая модель содержания учебной дисциплины.

Место учебной дисциплины в структуре учебного плана (структурно-логическая схема). Особенности диагностики знаний студентов.

Подведение итогов занятия.

Профессор кафедры ГИС и геодезии

К.А.Метешкин

 

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К ЛЕКЦИИ

 

и другие 22 слайда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайды

Новости

21.06.17

ВНИМАНИЕ!!! Впервые на заседании кафедры, посвященному подведению итогов учебного года, вручаются памятные зачетные ведомости научной деятельности в ХНУГХ бакалаврам Крамаренко А.А. и Салюк А. С., которые проявили себя и активно работали на территории студенческой науки кафедры. Они заслужили чтобы их имена написать рядом с именами Выдающихся студентов Мира, которые уже в студенческие годы сделали вклад в науку.

  

 

17.06.17

ВНИМАНИЕ!!! Последний день работы ГЭК! Все ликуют и танцуют танец "Расцвела черемуха". Танцы мы еще не танцевали. 

 

  

  

 

с вами дорогие выпускники работали ...

 

 

а также ...

  

 

Модераторы поздравляют всех с завершением работы ГЭК.

15.06.17

 

5-й день защит дипломных работ

ВНИМАНИЕ!!! Продолжаем защищаться, хотя все уже устали и даже проектор не выдержал большой нагрузки. Пришлось вмешаться Татьяне Борисовне и Любви Андреевне для того, чтобы реанимировать проекционную аппаратуру. Студенты совсем страх потеряли - один язык членам ГЭК показывает, другая балетные "Па" у трибуны выводит. Что будет завтра в последний день работы Государственной экзаменационной комиссии?

 

   

  

 

Блог

05.10.16

 Вид  ИП

Характеристики

Дистанционный курс на базе системы Moodle

Для студентов дневной формы обучения по дисциплине «Управление проектами»

Авторы

...

21.04.16

 

 

1. ВЕНЕЦИЯ

 

   Известно, что Венеция - это город, который образовался на островах и расширялся за счет постройки соборов, жилых домов и складских помещений на сваях, а за тем занял часть северного побережья Адриатического моря. Венеции в ХIII веке приходилось...