ПАРАЛЛЕЛИ И МЕРИДИАНЫ ГЕОДЕЗИИ И ИНФОРМАТИКИ или ОСНОВЫ НООГЕОМАТИКИ

УДК 528.2:004:502.11](075.8)

         М54

   

Авторы:

Метешкин Константин Александрович, доктор технических наук, профессор, профессор кафедры земельного администрирования и геоинформационных систем, ХНУГХ им. А. Н. Бекетова;

Левченко Анастасия Романовна, студентка 5 курса ХНУГХ им. А. Н. Бекетова

 

  

Рецензенты-эксперты:

Н. В. Шаронова, доктор технических наук, профессор, заведующая кафедрой Интеллектуальных компьютерных систем Национального технического университета «ХПИ», Председатель Харьковского отделения «Украинской федерации информатики»;

С. И. Доценко,доктор технических наук, профессор, профессор кафедры специализированных компьютерных систем Украинского государственного университета железнодорожного транспорта

 

   

Рецензенты-потребители:

Пиличева Марина Олеговна, кандидат технических наук, доцент кафедры ХНУГХ им. А. Н. Бекетова;

Коротков Виктор Юрьевич, студент 3 курса ХНУГХ им. А. Н. Бекетова;

Свинаренко Юлия Александровна, студентка 3 курса ХНУГХ им. А. Н. Бекетова

 

Рекомендовано к печати

Ученым советом ХНУГХ им. А. Н. Бекетова,

протокол № 3 от 24 октября 2019 г.

 

Метешкин К. А.

М54

 

Параллелии меридианы геодезии и информатики или основы ноогеоматики : учеб. пособие / К. А. Метешкин, А. Р. Левченко ; Харьков. нац. ун-т гор. хоз-ва им. А. Н. Бекетова. – Харьков : ХНУГХ им. А. Н. Бекетова, 2019. – 203 с.

 

Настоящая работа является учебным пособием монографического типа. Основная особенность пособия заключается в том, что оно может быть использовано как студентами, так и преподавателями других дисциплин. Учебное пособие является основным элементом научно-технологического обеспечения образовательной технологии. Материал данного пособия имеет инновационный характер, так как раскрывает суть создания образовательной стандартизованной технологии, названной «Систематизация». Авторы сделали попытку в данном пособии отразить учебный материал основных дисциплин, касающихся специальности «Геодезия и землеустройство». Название данного пособия символическое и на наш взгляд, отражает в обобщенном виде всю сложность и многозначность процессов построения интеллектуальных геоинформационных систем.

УДК 528.2:004:502.11](075.8)

 

 © К. А. Метешкин, А. Р. Левченко, 2019

 

                                СОДЕРЖАНИЕ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

5

1

КАРТА СПЕЦИАЛЬНОСТИ. Вместо введения

9

 

1.1 Обоснование термина "ноогеоматика"

9

 

1.2 Основные сведения об образовательной стандартизованной технологии "Систематизация

 

16

 

      1.2.1 Роль и место образовательных стандартизованных технологий в технологическом подходе к образованию

      1.2.2 Принципы создания образовательных стандартизованных технологий

      1.2.3  Состав и структура образовательной стандартизованной технологии "Систематизация"   

      1.2.4 Краткая характеристика научно-технологического обеспечения стандартизованной образовательной технологии "Систематизация"   

     1.2.5 Моделирование - основной метод стандартизованной образовательной технологии "Систематизация"

1.3 Галерея и источники знаний по специальности 

     1.3.1 Ученые, знания которых лежат в основе ноогеоматики 

     1.3.2  Источники к разделу 1 "Карта специальности" 

     1.3.3 Источники гуманитарных знаний     

     1.3.4 Источники фундаментальных знаний       

     1.3.5 Источники профессиональных знаний                                                                        

 

16

 

18

 

19

 

21

 

23

27

27

30

31

32

35

2

ГУМАНИТАРНЫЕ НАЧАЛА НООГЕОМАТИКИ

37

 

2.1 Философский аспект  изучения Земли и землеустройства

      2.1.1 Роль и место основных философских категорий в изучении Земли и землеустройства

      2.1.2 Роль и место основных законов диалектики в изучении Земли и землеустройства

37

 

37

 

41

 

2.2 Языковой аспект изучения Земли и землеустройства

      2.2.1 Основные сведения о языке

      2.2.2 Семиотики как наука о знаковых системах

 45

45

49

 

2.3 Теоретические и естественнонаучные начала геодезии

      2.3.1 Теоретические начала изучения формы и физической поверхности Земли

      2.3.2 Естественнонаучные (эмпирические) начала изучения физической поверхности Земли

 57

 

57

 

67

 

2.4 Исторический аспект создания информатики

      2.4.1 Основные сведения об информатие

      2.4.2 Эмпирические начала создания геоматики

 73

73

76

3

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ НООГЕОМАТИКИ

 79

 

3.1 География как комплексная наука о Земле

 79

 

3.2  Геометрия - математическая основа геодезии и картографии

 82

 

3.3 Начертательная геометрия - основа трехмерного моделирования

 97

 

3.4 Фрактальная геометрия  - научная основа изучения ноосферных процессов и явлений

 100

 

3.5 Геометрия Вселенной

 107

 

3.6 Основные теоретические сведения физической оптики

 112

 

3.7  Язык научных основ ноогеоматики

       3.7.1 Символика и правила дифференциального исчисления

       3.7.2 Символика и правила интегрального исчисления

       3.7.3 Символика и правила линейной алгебры

       3.7.4 Символика и правила теоретико-множественного языка

       3.7.5 Символика и правила алгебры отношений

       3.7.6 Символика и правила теории категорий и функторов

 121

121

124

130

137

141

153

 

3.8 Основные понятия компьютерной геометрии и графики

 155

 4

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОСТИ, ИЛИ ОТ ГЕПОДОСНОВЫ ДО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

 

159

 

4.1 Геоподоснова - начала специальности "Геодезия и землеустройство"

 159

 

4.2 Обеспечение точности, достоверности и надежности геоподосновы 

 162
 

4.3 Системологические основы создания геоинформационных систем и прикладных технологий

 164
 

4.4 Обобщенная схема геоинформационной системы и основные виды ее обеспечения

 174
 

4.5 Моделирование данных и знаний

      4.5.1 Модели представления данных в интеллектуальных информационных и геоинформационных системах

      4.5.2  Модели представления знаний в интеллектуальных информационных и геоинформационных системах

176

 

176

 

183

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 198
 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

202

 

 

 

АТЛАС ЗНАНИЙ ЛЕВЧЕНКО А. Р. 

Слайды

Новости

06.12.21

ВНИМАНИЕ!!! Татьяна Шмалько создает не только визуальные модели своих знаний, но и вербальные.

 

Вірш "Система"

 Все життя у нас в системіУ великій сірій схеміКеплер. Бруно, Галілей В нашім світі апогей. Якщо вдома ви чи вузі Зрозумійте швидше друзіЩо в системі живемоБо без неї ми ніхто. Праска, чайник, телефон,ноутбук, магнітофон -Це все є складна системаДля людей це файна тема.

 

18.11.21

ВНИМАНИЕ!!! Студентка 2 курса специальности "Геодезия и картография" представляет модель своих знаний, разработанную в рамках технологии обучения "Систематизация". Адрес модели https://drive.google.com/file/d/1-gx1FzjUV5yWsWoxz9b-iV68GW7714wv/view?usp=sharing

 

Инструкция для загрузки модели знаний от автора. 

 

13.10.21

ВНИМАНИЕ!!!  Сразу три праздника.

 

 

   В преддверии Дня защитника Украины, Дня украинского казачества Пресвятая Богородица “покрывает” своей плащаницей всех мужчин, а особенно офицера, авиатора, доцента, да еще и “ходуна” на длинные дистанции Сергей Маркович Кобзан. Он участвовал в Международных соревнованиях по скандинавской ходьбе и занял 2 место. Настоящий мужчина и казак характерник. Вот фотографии награждения Сергея Марковича серебряной медалью.

 

Блог

27.01.20

   В предыдущем подразделе отмечалась роль Г. Монжа в создании начертательной геометрии, а именно она является основой для трехмерного моделирования объектов, которые создают некоторые студенты в процессе дипломного проектирования. Практика показала, что студенты затрудняются ответить на вопрос, какая из аксонометрических проекций использовалась при 3D-моделировании. Восполним этот пробел и в настоящем подразделе изложим суть построения трехмерных моделей на основе аксионометрических проекций, предварительно дадим определение термину «начертательная...

27.01.20

   Начнем изложение данного подраздела с народной мудрости: «Если ты все понял, значит, тебе не все рассказали».

   Предложенный в данном подразделе материал выходит за рамки существующих планов по специальности «Геодезия и землеустройство».  Вместе с тем, материал данного пособия претендует на некоторую новизну, так как в пп. 1.1 введен и обоснован новый термин «ноогеоматика», определение которого расширяет изучаемую предметную область, и на наш взгляд, обусловливает рассмотрение новых методов и...

27.01.20

   В процессе изучения начал создания и развития математики обнаруживается, что геометрия является первичным инструментом для человека при решении задач землемерия, постройки жилища, храмов, вычисления объемов и т. д. Другими словами, развитие геометрии шло по пути – от практики к теоретическим построениям. Многие ученые считают, что основателем геометрии является древнегреческий математик Эвклид (III век до н.э.), который обобщил отдельные теоретические положения античной математики и представил их в известном многотомнике «Начала» (13 книг). В...