Рецензия Хайровой Н.Ф.

 

РЕЦЕНЗИЯ

 

на учебное пособие «Основы теории систем глазами студентов» и технологию его изучения «Партнерство», написанного авторским коллективом под редакцией профессора Метешкина Константина Александровича.

 

  Представленная для рецензирования работа авторского коллектива под редакцией и руководством профессора Метешкина К.А. безусловно является актуальной и новаторской.

  Учебный материал пособия написан логично и предназначен для нескольких категорий обучающихся. Это, во-первых, преподаватели, внедряющие информационные технологии в обучение, во-вторых, студенты, изучающие основы теории систем и системный анализ, как фундаментальную дисциплину и в-третьих, любые другие пользователи, желающие ознакомиться с основами теории систем и предложенной технологией обучения «Партнерство». 

  В рецензируемом материале следует отметить особенности учебного материала, который хорошо иллюстрирован и имеет значительное количество примеров из области построения образовательных и обучающих систем. На наш взгляд, это решает одновременно две задачи, во-первых, студенты изучают методы и формальные представления сложных систем, а во-вторых, знакомит студентов со структурами образовательных систем и процессами в них протекающими. К сожалению, учебная деятельность и функционирование системы высшей школы слабо отражена в учебных дисциплинах разных специальностей с точки зрения теории систем и системного анализа. Кроме того, учебное пособие содержит новый материал по системно-синергетическому подходу исследования сложных образовательных систем, что на наш взгляд, в условиях информационно-коммуникационной революции чрезвычайно актуально и полезно. Отличительной особенностью учебного пособия является еще и то, что в нем авторы ставят в соответствие отдельным классам систем математический аппарат, т.е. абстрактные системы в виде формальных систем, исчислений и представлений, которые описывают их структуры, свойства, процессы функционирования и эволюции.

  Отдельные пункты пособия, например, п.п.п. 2.7.4 и п.п.п. 2.7.6 содержат формальные представления высокой степени абстракции теории категорий и функторов, которые изучаются в спец главах математики. С одной стороны, этот материал трудный для понимания и не преподается в рамках курса «Высшая математика», с другой стороны, студенты, изучающие и использующие в своей практике интеллектуальные информационные технологии, в частности, геоинформационные технологии, должны знать математические основы их построения (основы математического обеспечения сложных интеллектуальных систем). 

  Отметим особенность представления учебного материала дисциплины. Он представлен, как в традиционном виде (учебного пособия), так и в электронном варианте на основе web-технологий с соответствующе системой гиперссылок. Важно, что такое представление учебного материала рассчитано для разных категорий обучающихся. Одни студенты могут изучать материал строго в рамках учебных планов и программ, а другие (любознательные) могут углубить свои знания за счет соответствующих гиперссылок, отсылающих их к словарно-справочным средствам Интернет.

  Считаю, что авторами учебного пособия и технологии обучения проделана большая и плодотворная работа. Несомненно, опыт создания таких пособий и технологий обучения надо популяризировать, а, следовательно, издать для ознакомления широкого круга пользователей этот учебный материал.

 

  

         

 

Слайды

Новости

17.09.20

ВНИМАНИЕ!!! Хоть и с опозданием по уважительным причинам, коллектив кафедры поздравляет с Днем рождения Замечательную женщину нашей кафедры Любовь Алексеевну Маслий. Ей исполнилось всего ничего, а она себя уже зарекомендовала настоящим преподавателем, хозяйкой кафедры, любимицей студентов и коллег. В этот знаменательный день желаем Вам Любовь Алексеевна счастья, здоровья, творческих успехов и оставаться всегда юной, обаятельной и привлекательной. Зная, что вы человек спортивный, разносторонний, хозяйственный (котлеты ваши не отразимы) мы дарим ВАМ, во-первых,

10.09.20

ВНИМАНИЕ!!! Сегодня состоялся на кафедре межкафедральный научно-методический семинар на тему; "Комплексный практикум систематизации учебных знаний в условиях диджитализации". С докладом "Особенности апробации цифровых технологий обучения на кафедре и конкретные шаги их внедрения" выступил профессор кафедры земельного администрирования и геоинформационных систем Метешкин К.А. . С содокладом выступила доцент кафедры Языковой подготовки, психологии и педагогики, кандидат педагогических наук, доцент Приходько А.М. В обсуждении докладов выступили

01.09.20

ВНИМАНИЕМ!!! Всех коллег и студентов поздравляю с замечательным и немножко грустным праздником Днем знаний! Этот день знаний особенный. Короновирус не дремлет! Диджитализация наступает! Сегодняшние особенности в картинках. 

 

БЫЛО В СТАРЫЕ ДОБРЫЕ ВРЕМЕНА!

 

  

 

ЭПОХА ДДД

(демократической дистанционной диджитализации) 

 

Блог

27.01.20

   В предыдущем подразделе отмечалась роль Г. Монжа в создании начертательной геометрии, а именно она является основой для трехмерного моделирования объектов, которые создают некоторые студенты в процессе дипломного проектирования. Практика показала, что студенты затрудняются ответить на вопрос, какая из аксонометрических проекций использовалась при 3D-моделировании. Восполним этот пробел и в настоящем подразделе изложим суть построения трехмерных моделей на основе аксионометрических проекций, предварительно дадим определение термину «начертательная...

27.01.20

   Начнем изложение данного подраздела с народной мудрости: «Если ты все понял, значит, тебе не все рассказали».

   Предложенный в данном подразделе материал выходит за рамки существующих планов по специальности «Геодезия и землеустройство».  Вместе с тем, материал данного пособия претендует на некоторую новизну, так как в пп. 1.1 введен и обоснован новый термин «ноогеоматика», определение которого расширяет изучаемую предметную область, и на наш взгляд, обусловливает рассмотрение новых методов и...

27.01.20

   В процессе изучения начал создания и развития математики обнаруживается, что геометрия является первичным инструментом для человека при решении задач землемерия, постройки жилища, храмов, вычисления объемов и т. д. Другими словами, развитие геометрии шло по пути – от практики к теоретическим построениям. Многие ученые считают, что основателем геометрии является древнегреческий математик Эвклид (III век до н.э.), который обобщил отдельные теоретические положения античной математики и представил их в известном многотомнике «Начала» (13 книг). В...